Присадки
Присадка — препарат, который добавляется к топливу, смазочным материалам и и другим веществам в небольших количествах для улучшения их эксплуатационных свойств.
| Виды присадок: | Атидымные -
|
Антиокислительные-
|
Депрессорные присадки. При сильном понижении температуры масла в нем начинают образовываться кристаллы парафинов, которые срастаясь, образуют пространственный каркас, что ведет к потере подвижности масла (оно становится похожим на желе) и в результате ухудшается низкотемпературный пуск двигателя и прокачиваемость масла по каналам. В процессе производства базовых масел часть парафинов удаляют, но полное их удаление по технологическим и экономическим причинам невозможно (сильно возрастают затраты на получение базового масла). Обычно минеральное базовое масло имеет температуру застывания около -15°С. Возможность получения минеральных моторных масел с температурами застывания -30°С …-35°С достигается путем введения в масло депрессорных присадок. Эти присадки предотвращают срастание кристаллов парафина, но не предотвращают их появление вообще (принцип действия такой же, как у дизельных антигелей). Депрессорные присадки могут занимать в объеме масла до 1% могут снизить температуру его застывания - на 20°C и более.
|
Диспергирующие(дизель). Основная задача этих присадок – поддержание загрязнений в масле в растворенном состоянии, предотвращение их отложений на деталях двигателя, масляных каналах и др., диспергирование (растворение) крупных загрязнений Диспергирующие присадки похожи по структуре на моющие, но, как правило, не содержат металла и соответственно беззольные. Кроме этого, диспергирующими свойствами также могут обладать и моющие присадки. В процессе работы в двигателе диспергирующая способность масла снижается.
|
Ингибиторы коррозии и ржавления. Ингибиторы коррозии призваны защищать поверхность деталей двигателя от коррозии, вызываемой органическими и минеральными кислотами, образующимися при окислении масла и присадок. Механизм их действия – образование защитной пленки на поверхности деталей и нейтрализация кислот (рис. 15). Ингибиторы ржавления в основном призваны защищать стальные и чугунные стенки цилиндров, поршни и кольца. Механизм действия схожий.
Противокоррозионные присадки (до 1%) часто путают с противоокислительными. Это разные вещи. Противоокислительные, как говорилось выше, защищают от окисления само масло. Противокоррозионные же - поверхность металлических деталей. Они способствуют образованию на металле прочной масляной пленки, предохраняющей его от контакта с всегда присутствующими в объеме масла кислотами и водой.
|
Моющие - Очиститель карбюраторов Назначение. Предотвращает образование отложений на поверхностях деталей карбюратора. Отложения формируются смолистыми соединениями, непосредственно содержащимися в бензинах, а также продуктами превращений нестабильных компонентов топлива. Отклонения от оптимального режима приводят к неполному сгоранию топлива, повышенной токсичности отработавших газов, перерасходу топлива, ухудшению пусковых свойств двигателя. Очистители карбюратора вводят в топливо на местах применения топлива, на АЗС при заправке автомобилей, на терминалах при отгрузке модифицированных топлив крупным потребителям. Рабочая концентрация- 0,005-0,02% При первом переходе на использование моющих присадок необходимо тщательно промыть всю топливную систему, начиная от емкости, в которой храниться топливо. Иначе моющие свойства присадки дадут о себе знать не только в двигателе, но гораздо раньше. Принцип действия. Основными активными компонентами моющих присадок являются ПАВ. Для того, чтобы вывести загрязнения из двигателя, присадка , обладающая высокими поверхностно – активными свойствами, должна вытеснить отложения с поверхности, раздробить частицы загрязнений, находящиеся в объеме топлива, и перевести их в солюбилизированное состояние , т.е законсервировать. Чтобы предотвратить образование новых отложений, присадка должна эффективно солюбилзировать зарождающиеся смолистые частицы. Поскольку одно вещество все перечисленные функции хорошо выполнить не может, моющие присадки представляют собой сбалансированные композиции нескольких соединений. Показатели эффективности - коэффициент предотвращения отложений, коэффициент смывания отложения и коэффициент полноты смывания отложений, определяемые лабораторным методом, а также чистота карбюратора, определяемая в процессе испытаний на стенде с двигателями. Важным эксплуатационным показателем является токсичность ОГ- концентрация в них оксида углерода. Очистители выпускных клапанов Назначение. Обеспечить чистоту впускных клапанов двигателей с впрыском бензина. Максимальная концентрация – 0,3% Принцип действия этих присадок такой же, как и очистителей карбюратора. Однако присадка должна иметь более высокую термическую стабильность, которая позволяет сохранять моющие средства в жестких условиях работы системы впрыска в двигателях с регуляций ОГ. Показатели эффективности определяются путем стендовых испытаний на полноразмерных двигателях или их отсеках.
Моющие присадки. Моющие присадки нужны для предотвращения образования лаковых и сажевых отложений на деталях двигателя. Они, как правило, состоят из детергирующих компонентов, которые вымывают продукты окисления масла и износа деталей и несут их к фильтру, и диспергирующих, способствующих дроблению крупных частиц нагара на мелкие (не больше микрона). Диспергирующие добавки удерживают грязь в мелкодисперсном состоянии, не дают ей слипнуться в большие комки и пригореть к металлу. Естественно, грязь проходит по всей системе смазки, фильтр ее пропускает, но это гораздо меньшее зло, чем если бы она осаждалась на металле. Кстати, результаты работы моющих присадок можно наблюдать почти сразу после замены старого масла на новое. Вроде только-только залил, немного поездил - и уже черное! Не волнуйтесь. В данном случае чернота масла свидетельствует о высокой моющей способности его присадок - они смыли грязь со стенок, довели ее до безопасной консистенции, и масло гоняет ее по системе смазки. И пусть себе гоняет. Иногда присадки-детергенты выполняют несколько функций. Но самая важная из них – поддержание чистоты деталей двигателя.
|
промоутеры горения-противоизносные-Основная функция – предотвращение изнашивание трущихся
деталей двигателя в местах, где невозможно образование масляной пленки
необходимой толщины. Механизм их действия заключается в образовании
защитной пленки на поверхностях трения, что предотвращает изнашивание
самого металла Противоизносные присадки расходуются в процессе
работы двигателя. Противоизносные и противозадирные присадки содержат
хлор, фосфор и серу и могут занимать до 2% объема.
|
Антидетонационные присадки - повышение октановых чисел бензинов. Антидетонаторы применяются главным образом на нефтеперерабатывающих заводах с целью обеспечения выработки топлив со стандартным уровнем детонационной стойкости. В отдельных случаях антидетонационные присадки могут быть использованы для легкой корректировки ОЧ бензинов непосредственно потребителями топлив. Принцип действия антидетонаторов заключается в предотвращении взрывного разложении продуктов предпламенного окисления топлива, происходящего до начала нормального горения топливной смеси. При ее сжатии в камере сгорания развивается высокая температура, углеводороды начинают окисляться и образуют большое количе-ство пероксидов. Будучи химически неустойчивыми, пероксиды со взрывом разлагаются. Антидетонаторы разрушают пероксиды и препятствуют их накоплению.
Показатель эффективности антидетонаторов прирост октанового числа - прирост ОЧ при введении их в бензин, опре-деляемый моторным или исследовательским методоми на специальных установках путем сравнения характеристик горения испытуемого топлива и эталонных смесей изооктана с н-гептаном испытания проводят в двух режимах: же-стком (частота коленчатого вала 900 мин-1, температура всасываемой смеси 1490 С, переменный угол опережения зажигания) и мягком ( 600 мин -1, температура всасываемой смеси 520С, угол опережения зажигания 130). Получают соответственно моторное и исследовательское октановое числа (ОЧМ и ОЧИ). Считается, ОЧМ лучше характеризует бензины в условиях высоких скоростей и нагрузок, а ОЧИ - при езде в городских условиях. В США используется усредненная характеристика (ОЧМ+ ОЧИ)/2, приравниваемая к дорожному октановому числу (ДОЧ). Это надо иметь ввиду при сравнении анитдетонационных характеристик отечественных и импортных бензинов.
Типы присадок: • антидетонаторы на базе соединений свинца (в настоящее время не вырабатываются); • антидетонаторы на базе ароматических аминов • антидетонаторы на базе соединения ферроцена (железа) • антидетонаторы на базе соединения марганца • антидетонаторы на базе соединений щелочных металлов • оксигенаты ( кислородсодержащие добавки) • смесевые композиции
Пакет присадок к маслам может содержать следующие виды:
Диспергирующие присадки к маслам – одни из основных компонентов в композициях присадок (их доля составляет около половины общего количества присадок в масле). Повышают дисперсность попадающих в масло нерастворимых загрязнений, стабилизируют образующуюся суспензию.
Моющие присадки к маслам (детергенты) – добавляют для предотвращения образования нагара или лакообразных отложений на наиболее нагревающихся деталях.
Загущающие (или вязкостные) присадки к маслам – макрополимеры, имеющие переменную растворимость в масле при разной температуре, повышают вязкость, уменьшают степень ее изменения при изменении температуры в широком диапазоне.
Депрессорные присадки к маслам – понижают температуру застывания масла, препятствуют образованию кристаллов парафина в маслах при низкой температуре.
Противопенные присадки к маслам – уменьшают склонность масла к образованию пены.
Противоизносные присадки к маслам – препятствуют изнашиванию поверхностей трения деталей двигателя, являются одними из первых химических присадок.
Противозадирные присадки к маслам – являются разновидностью противоизносных присадок и применяются при высоких нагрузках и температурах.
Антикоррозионные присадки к маслам – для защиты от коррозии деталей из сплавов цветных металлов.
Антиокислительные присадки к маслам – вводят в моторные масла для уменьшения скорости окисления основы и скорости накопления в масле продуктов глубокого окисления.
Модификаторы трения или антифрикционные присадки к маслам – обеспечивают экономию топлива путем снижения мощности трения, увеличивают КПД двигателя.
Масляные присадки для двигателя добавляют в масло при его замене и замене топливных фильтров. Частицы, содержащиеся в присадках, очень мелкие, меньше микрона. Они свободно проникают внутрь двигателя через чистые фильтры. Топливные присадки добавляют в почти пустой бак перед заправкой бензобака. Частота применения присадок зависит от состояния двигателя и эксплуатационной необходимости. Каждый производитель присадок для двигателя дает подробную инструкцию по количеству и частоте применения присадок. |
|
|