Jeep
Дата: 21.05.11
Значение: Jeep
Jeep — это имя давно стало нарицательным при
обозначении автомобилей повышенной проходимости. При этом далеко не
каждый знает, что Jeep — это ещё и название торговой марки фирмы, свыше
60 лет производящей внедорожники. Корни истории
Джипа уходят глубоко в прошлое. В начале 1938 года руководство
вооружённых сил США осознало необходимость создания мобильного
транспортного средства, которое послужило бы заменой традиционному
мотоциклу с коляской. К 22 декабря 1939 года руководство компании
«Willys Overland подготовило первые чертежи оригинального концепта,
который вскоре станет известным миру под именем «Джип». Машина должна
была стать лёгкой, манёвренной и мощной. После
окончания войны Willys Overland решила приспособить своё детище к
выполнению некоторых гражданских функций. Была подготовлена партия
машин. Назвали их просто — CJ (аббревиатура от Civilian Jeep —
«гражданский джип»). Эти прототипы послужили базой для создания серийной
модели, которая поступила в продажу уже в августе 1945 года. Правда,
внешне вся «гражданственность» заключалась в наличии откидываемого
заднего борта, дворников и крышки бензобака на заднем крыле. На
капоте, задней дверце и раме стекла должен был быть логотип Jeep.
Однако в первые годы производства, когда компания ещё вела судебные
разбирательства с «Американ Бантам Кар» о праве использования названия
Jeep машины приходилось изготавливать с логотипом Willys Но уже в 1950
году компания добилась закрепления за собой этого имени, и 13 июня 1950
года Jeep был зарегистрирован в качестве торговой марки. В
1946 году Willys стал первым в автоиндустрии, кто предложил своего рода
микроавтобус для гражданского использования. Машина имела привод на
задние колёса и могла вмещать в себя до семи человек. Скоростные
показатели, правда, не блистали — 100 км/ч, но не это главное. Главное —
проходимость! А вот представленный в 1949 году полноприводный вариант,
по сути, являлся «дедушкой» современного Jeep Grand Cherokee. А это уже
династия. Дальнейшее развитие темы произошло в
модели Station Wagon, в многоместном Jeep выпускаемом с 1951 по 1963
годы. Его основа и уже внешние черты послужили прообразом первого
Wagoneer, а тот, в свою очередь, положил начало нашему герою. В
1953 году фирма получила новое название -Willys Motors. К счастью,
отделение Jeep осталось в составе новой компании. К Willys отошло лишь
производство легковых автомобилей. 1960-е годы
были, пожалуй, наиболее важными в истории Jeep: именно в это время
формировался рынок внедорожных автомобилей (SUV). Ещё в середине 1950-х
фирма начала активное исследование и разработку новых проектов машин с
колёсной формулой 4?4. Первые плоды программа дала осенью 1962 года,
когда появился полностью новый Jeep Wagoneer (универсал), в корне
отличавшийся от производившихся ранее. Модель относилась к серии J и
была оснащена как полным, так и частичным приводом. В
1954 году появилась на свет пятая по счёту версия «гражданского джипа» —
CJ5. Этот полноприводной автомобиль оказался настолько удачным, что
продержался на конвейере, меняя, правда, двигатели, подвеску и
трансмиссию, до 1983 года. Кстати, за серией
«гражданских джипов» — CJ — ещё в 1949 году закрепилось название
Universal («универсальные») 2/4-дверный Wagoneer с 2,79-метровой
колёсной базой был первым грузопассажирским автомобилем с автоматической
КПП, дизайн и комфорт легковой машины в котором дополняли внедорожные
характеристики. Сочетание полного привода с «автоматом» было
использовано в индустрии впервые. В дополнение к этому двигатель
Wagoneer — «Tornado» — представлял собой единственный в Америке силовой
агрегат с верхним распредвалом. Шесть месяцев
спустя после запуска новой J-серии компании Willys Overland пришёл
конец. Но не в прямом смысле. Просто в марте 1963 года Willys Motor была
переименована в Kaiser Jeep Corporation. Перемены, к счастью, не
замедлили темпов расширения модельного ряда. В свою очередь, Wagoneer в
том же году получил дополнительные «лошадки» в виде 250-сильного V6
«Vigiliante». В декабре 1965 года дилеры Jeep
выставили у себя в салонах автомобиль, который на протяжении 11 месяцев
притягивал внимание публики на девяти американских салонах — Super
Wagoneer. Он представлял собой новый уникальный подход к рынку
универсалов — машин, созданных для покупателя, который всё больше
понимает преимущества полного привода. Будучи элегантным внешне,
автомобиль предлагал традиционные для J-семейства характеристики
всепроходимости. Спустя два года на эту серию Jeep стали устанавливать
автоматическую трансмиссию «Гидроматик». В конце
1960-х инженеры фирмы создали очередной двигатель серии «Донтлес»,
теперь уже с 8 цилиндрами. Его решили поставить и на серию J, к которой
принадлежали Wagoneer и Super Wagoneer. Вступление
в новую «десятилетку» ознаменовалось для Jeep очередной сменой
собственника. 5 февраля 1970 года American Motor Corporation (АМС)
приобрела Kaiser Jeep Corporation за $70 миллионов. И опять смена хозяев
не только улучшила и до того неплохое положение на рынке. Для Jeep
Wagoneer АМС предложила самый большой в истории полноприводных
универсалов двигатель — V6 с одним распредвалом. Опционными были, также
впервые в мировой практике, V8 собственного производства. В
1973 году Wagoneer претерпел некоторые технические доработки. Его новая
трансмиссия «Quadro Track» была первой полностью автоматической
постоянной системой для полноприводной машины (с самоблокирующимся
дифференциалом). В следующем году состоялось
рождение нового имени — Cherokee Новичок присоединился к J-серии в
качестве 2-дверной модели. К 200-летию Америки в 1976 году Jeep выпустил
седьмое поколение «гражданского джипа» — CJ7. К 1977 году компания
подготовила и 4-дверную версию, сопроводив её стандартным V6. И хотя
Jeep Cherokee при рождении внешне походил на более роскошный Wagoneer, в
дальнейшем именно он оказался самым популярным автомобилем в истории
Jeep Motors. В 1978 году была запущена ограниченная серия Wagoneer — модификация Limited (с кожаным салоном, радио и массой хрома). В
связи с энергетическим кризисом, начавшимся в 1979 году, выпуск больших
пикапов Gladiator и универсалов Wagoneer резко упал. Зато гражданские
джипы серии CJ пошли нарасхват. В 1984 году
компания выпустила на рынок новые варианты 2/4-дверного Cherokee, а
также 4-дверного Wagoneer, который был на 53,3 см короче, 15 см уже, 10
см ниже и на 453 кг легче своего предшественника, впервые
представленного в 1963 году. Cherokee был единственным автомобилем в
компактном классе, имевшим четыре двери и две системы полного привода —
CommandTrac и SelectTrac. У конкурентов на то, чтобы «достать» Jeep в
этом сегменте, ушло шесть лет. Успех Jeep и, в частности, Cherokee не
был мимолётен. Автомобиль был назван лучшим внедорожником 1984 года. Покупателям
растущего внедорожного сегмента теперь, кроме характерных черт
автомобиля 4?4 — проходимости, надёжности, долговечности — необходимы
были также комфорт и функциональность, ассоциировавшиеся прежде с
легковыми авто. Ответ Jeep на запросы рынка последовал. Уже весной 1986
года появился на свет Wrangler. Механическая начинка у Wrangler была
скорее похожа на Cherokee, чем CJ7. Наряду с такими характеристиками,
как комфорт, привлекательная внешность, Wrangler предлагал традиционные
достоинства семейства Jeep — выносливость и непревзойдённые способности
езды по бездорожью. 5 августа 1987 года American
Motor Corporation, стойко выдерживавшая на протяжении десятилетий удары
судьбы, сдалась, наконец, на милость правительства: она объявила о своём
банкротстве. Всё имущество было распродано. Jeep приобрела корпорация
Chrysler. Jeep вступил в 1990-е во всеоружии. 22
марта 1990 года был выпущен миллионный внедорожник серии «XJ» —
ярко-красный Cherokee Limited. За семь лет производства Cherokee не
только стал воплощением образцового внедорожного автомобиля, но и самой
популярной моделью корпорации Chrysler в Европе. В
ознаменование 50-летия компании Jeep и Chrysler выпустил новую версию
Cherokee со 190-сильным 4-литровым двигателем PowerTechSix машины,
которая стала бы новым идеалом внедорожника. Настоящим именем этой
машины, решили в компании, будет «Grand Cherokee», а покупателями
автомобиля станут обеспеченные люди, ассоциации которых о высоком уровне
безопасности, комфорта и престижности сводились до этого к
респектабельным транспортным средствам, импортируемым из-за рубежа.
Иначе говоря, Jeep решил привнести в строгий и, в общем-то, простой мир
внедорожников нотку роскоши, чтобы привлечь к своей продукции не только
фермеров Дикого Запада, но и обеспеченных людей. Официальная
презентация машины была 7 января 1992 года на Детройтском автосалоне. В
1996-м модельному году Grand Cherokee был существенно доработан в плане
двигателя, шасси, электронных систем и интерьера. Внутри салона
наиболее значительные изменения произошли с приборной панелью. Все
переключатели и кнопки разместились в непосредственной близости от
водителя, эргономика интерьера улучшилась. Успешно
справившись с Grand Cherokee, команда конструкторов Jeep взялась за
Wrangler — потомка славных Willys, с которых и началась история
компании. Инженерам необходимо было создать второе поколение Jeep
Wrangler. К тому времени Wrangler без
существенных изменений собирался уже почти девять лет и занимал 50%
рынка компактных внедорожников. Несмотря на столь впечатляющие позиции
автомобиля и тот факт, что 1994 год был рекордным по количеству
проданных Wrangler, компании было о чем задуматься. Соперники понимали
всю перспективность рынка и атаковали его новыми разнообразными
моделями. Цель перед преемником Wrangler была
поставлена та же, что и перед новым Grand Cherokee, — установить новые
стандарты во внедорожном мире. Однако обстоятельства и условия создания
Jeep были другими. Wrangler являлся прямым потомком оригинальной модели
Jeep времён Второй Мировой войны и считался по всему миру своего рода
«американской иконой». Машина на рынке была
уникальной и представляла собой квинтэссенцию традиций компании
(jeepness — «джипость», как называли её американцы). Преемник должен был
не только сохранить свою «джипость», не только остаться иконой
американского «внедорожникостроения», но и поднять традиции на
качественно новый уровень. Но одно должно было остаться неизменным — имя
Wrangler. Wrangler — это синоним «ковбоя». Jeep —
одна из самых известных во всём мире марок автомобилей. В некоторых
языках, как, например, в русском, название марки стало нарицательным при
обозначении транспортных средств повышенной проходимости. Источник: drive.ru
Вернуться к списку
|