Разговоры о тяготах зимней езды и о зимних шинах не новы.
И все же отечественные автомобильные издания постоянно возвращаются к этим
вопросам. Это естественно, поскольку сама тема несомненно важна, особенно с
наступлением каждого следующего зимнего сезона.
Шипы:
конструкция и установка
Шипы
противоскольжения гораздо старше автомобилей. В странах Центральной Европы уже
в начале прошлого века вбивали кузнечные гвозди в кожаные накладки на колесах
повозок.
С появлением
пневматических шин о шипах временно забыли, поскольку не могли придумать, как
их крепить. Но уже в начале тридцатых годов их стали применять снова - на
гоночных машинах, а к середине пятидесятых - на любых автомобилях по желанию
водителя.
За долгие годы эта
простая с виду деталь претерпела массу превращений: многократно менялись и
материалы, и форма. Современный шип состоит из двух элементов - корпуса и
рабочей твердосплавной вставки, которая закрепляется либо пайкой, либо
запрессовкой.
Корпус, как
правило, изготавливают из мягкой стали или из специального алюминиевого сплава.
Идет борьба за уменьшение веса и минимизацию размеров шипа: от этих
характеристик зависит его разрушающее действие (в первом приближении оно
пропорционально массе шипа и квадрату его скорости). Появились даже корпуса из
высокопрочной пластмассы, износостойкость их не так уж низка, но, увы, не в
российских условиях. Встречаются и цельные шипы из минералокерамики, однако
цена их слишком высока, а износостойкость недостаточна.
Сложилась и форма
этого приспособления. Теперь их делят на однофланцевые и (в просторечии
гвоздики) и многофланцевые. Среди шинников и те, и другие имеют своих
приверженцев и противников. К примеру, фирма Nokian Tyres оснащает свою
продукцию только многофланцевыми шипами, а Good Year предпочитает
однофланцевые.
Шипы
противоскольжения устанавливают в специальные отверстия в протекторе, которые
либо формуют в процессе изготовления шины, либо высверливают. Здесь тоже без
своих премудростей не обошлось. Последний писк - отверстия специальной формы,
имеющие небольшую выборку под опорный фланец шипа.
Долго определялись
и с необходимым и достаточным количеством этого приспособления в покрышке,
искали оптимальный режим из работы. Сегодня шипы обычно размещают в плечевых
зонах протектора по определенной схеме и с таким расчетом, чтобы в пятне
контакта шины с дорогой одновременно находилось не менее 8 и не более 12 шипов.
До последнего
времени наиболее распространенными в России были финские (что естественно) шипы
противоскольжения от фирм Tikka-Nastat OY , Turvanasta , Scason и некоторых
других. Ныне на российский рынок поступили изделия их крупнейшего мирового
производителя - французской фирмы Ugigrip .
Вхождение Ugigrip
имеет две особенности. Во-первых, впервые поставщик шипов принял на себя все
тяготы по сертификации продукции. Во-вторых - через АО Промрадинвест, своего
представителя в России, французы намереваются работать непосредственно с
российскими производителями шин. Для Южигрип такой контакт - норма. Фирма, к
примеру, много лет напрямую сотрудничает с концерном Мишлен.
Кстати, Ugigrip -
единственное в мире предприятие, выпускающее шипы с самоустанавливающейся (!)
твердосплавной вставкой. В процессе эксплуатации такой шип сохраняет постоянное
выступание рабочей вставки над поверхностью протектора. В результате
разрушающее воздействие шипов на дорожное полотно снижается, а шина при этом
свои сцепные свойства не теряет. Однофланцевый и разновидности многофланцевых шипов
Аргументы по поводу применения
У каждого своя
точка зрения на преимущества и недостатки ошипованных шин. Для водителя
легкового автомобиля шипы - определенная гарантия безопасности на зимней
дороге. Для дорожных служб - источник разрушения дорожного покрытия. Споры о
целесообразности применения шипов противоскольжения длятся с переменным успехом
уже лет тридцать. Но все-таки с переменным, надо заметить.
Противники шипов в
основном напирают на экологию. В качестве аргументов упоминаются и канцерогены
(выбиваемая из дорожного полотна асфальтобетонная пыль), и повышенная шумность,
достигающая, по некоторым данным, 82 дБ(А) - с обычным дорожным протектором она
не превышает 77 дБ(А), что по ощущениям почти в два раза ниже.
Сторонникам шипов
такая аргументация не кажется серьезной. С цифрами в руках они доказывают, что
экология страдает прежде всего от самого автомобиля и дорожных служб с их
большой химией. При миллионах кубометров выхлопных газов, ежеминутно
выбрасываемых в атмосферу Земли, асфальтовая пыль - ничтожная добавка. Зато
применение шипов позволяет сберечь здоровье, а зачастую и жизни, ежегодно
сотням тысяч людей.
Наверное,
по-своему правы и те и другие: все зависит от точки зрения. К примеру,
водителю, вынужденному ежедневно преодолевать зимнюю беспутицу, трудно понять
обывателя, страдающего от шума его автомобиля. А выход, как обычно, в компромиссе,
в поиске оптимального сочетания конструкции и веса шипа, качества шин,
состояния дорог, скоростного режима движения автомобилей. Однако вернемся к
проблемам безопасности. Шипы противоскольжения давно и по праву считаются одним
из самых действенных способов обеспечения безопасности на зимних дорогах.
Особенно полезны они на мокром льду при температуре, близкой к нулю, а также на
заснеженных участках дорог с интенсивным движением, когда укатанный снег
подтаивает от давления колес и превращается в каток. Кстати, шипы, разбивая
обледеневшую корку, оставляют за собой дорожку, благоприятную для обычных шин.
Автомобиль с
ошипованными шинами предсказуем в своем поведении даже для новичка. А его
вождение можно сравнить, пожалуй, с летней ездой по мокрому асфальту: даже в
самых неблагоприятных условиях длина тормозного пути, курсовая устойчивость и
управляемость остаются в разумных пределах. По крайней мере от водителя не
требуется каких-то особых навыков вождения в гололед. Кроме того, улучшенное по
сравнению с обычной шиной сцепление с дорогой предоставляет водителю некий
резерв безопасности - возможность исправить случайно допущенную ошибку в
управлении.
Весомым может
показаться и такой аргумент: общепризнанно, что применение на автотранспорте
ошипованных шин существенно сокращает расходы на последствия серьезных аварий.
Например, эксперты дорожной полиции Швеции подсчитали, что массовое применение
шипов позволит государству уже к концу этого века экономить более миллиарда
крон ежегодно.
Таким образом,
взвесив все за и против, сделаем вывод: применение шипов противоскольжения
диктуется объективными условиями, в основе которых безопасность и жизни людей.
|