|
Правила эксплуатации шин стоило бы проходить в автошколе
— настолько велико их влияние на безопасность. Тем более что существует
одноименный документ (в сокращении АЭ 001-04), незнание которого не освободит
от ответственности, в том числе за последствия ДТП. Увы, познания многих
ограничиваются величиной «радиуса» (хотя R никакой не радиус, а конструкция
шины — радиальная): чем больше, тем круче.
Производственная гимнастика
Шины на автомобиле расположены неудобно, в самом низу —
чуть что, приходится нагибаться. Осмотр с высоты собственного роста позволяет
обнаружить лишь серьезно приспущенное колесо или … отсутствие оного (несмотря
на рыночное изобилие, мелкие жулики не перевелись). Меж тем всякое, даже
незначительное отклонение давления от нормы чревато неприятностями. Допустим,
ускоренный износ шин, и повышенный расход топлива нынче волнуют не каждого
(«Гринпис» - не в счет!). А вот шаткое-валкое поведение машины на дороге и
«гуляющий» тормозной путь вряд ли кому-то понравится! Так что еженедельные
приседания полезны не только для здоровья, но и для кошелька.
Рекомендуемое давление найдете в инструкции по
эксплуатации, а у иномарок — ещё и на стойке водительской двери. Но
воспроизвести цифры на практике не так-то просто - бытовые манометры чаще всего
безбожно лгут. Фирменный (например, такой, каким пользуются в автоспорте,) —
неоправданно дорог, да и не везде сыщешь. Куда проще оттарировать тот, что
есть, сравнив его показания с данными прибора, установленного в крупном шинном
центре или на солидной заправке. Ведь по закону они подлежат регулярному
метрологическому контролю и потому довольно точны.
Прочие требования по уходу за шинами могут показаться и
вовсе кощунственными — в конце концов машина должна обслуживать хозяина, а не
наоборот. Но и аргументы специалистов небезосновательны. Взять хотя бы
традиционную схему перестановки колес — такая есть в любом учебнике по
автоделу. С одной стороны, мероприятие ускоряет износ — на новом месте
протектору предстоит вновь притираться к дороге. Так опытная хозяйка, экономя
время, периодически поворачивает овощ на терке. С другой, — оно гарантирует
равномерный износ всех покрышек, включая запаску. В этом и выгода: поскольку
свойства шин будут изменяться синхронно, поведение авто останется привычным и предсказуемым.
Кроме того, через три-пять лет нынешнюю модель покрышек наверняка снимут с
производства, а переходить на новую надо, безусловно, комплектом. Впрочем, если
вы ездите тек много, что шины для вас расходный материал, с перестановкой можно
не связываться.
В том, что колеса следует тщательно балансировать, уже
никто не сомневается. Вопрос лишь — когда. Обычно водители доверяют ощущениям:
если руль не трясет (дисбаланс не превышает 30г), нечего беспокоиться. Но
вибрации возникают и при куда меньших отклонениях, провоцируя износ не только
шин, но и связанных с ними элементов конструкции. Поэтому балансировку колес
имеет смысл контролировать регулярно. Дисбаланс, кстати, возникает и из-за
грязи, налипшей на полке обода. Вот вам еще один повод демонтировать колесо —
обычным «керхером» в эти закрома не добраться.
Столь же нелегко обнаружить опасные повреждения (грыжи,
разрывы, порезы) на внутренней, не видимой сбоку поверхности шины. Ну не станет
же солидный владелец лазить с фонариком под автомобиль!
Подытожим: через каждые 10 тыс. км колеса желательно
снять с машины, вымыть, отбраковать, проверить балансировку и переставить по
схеме. Список работ можно включить в очередное ТО или совместить с
переоборудованием по сезону — кому как удобнее. Для тех, кто привык доверять
специалистам: весь цикл в расчете на одно колесо в Москве обходится от 120
рублей.
Те, кому этих забот недостаточно, не пройдут мимо
многочисленных препаратов «для очистки и восстановления цвета шин». Основная
задача снадобья — вернуть колесам привлекательный внешний вид (в обещанной доп.
защите от ультрафиолета современные шины не очень-то нуждаются). Важно не
навредить: в пузырьке может оказаться как специальный состав с силиконовой
основой, так и вредный для резины дешевый растворитель. Прежде чем покупать,
тщательно изучите надписи на упаковке!
Теории относительности
Срок службы шин, счастливо избежавших роковых
повреждений, стандарт ограничивает износом протектора — для легковушек
предельно допустимая величина составляет 1,6 мм. Этот экономически обоснованный
показатель гарантирует безопасность в расчетных условиях, то есть при
«правильной» езде с номинальной нагрузкой и соблюдением скоростного режима. Все
же большинство производителей рекомендуют иметь «аварийный» запас, меняя летние
шины с износом до 3 мм, а зимние — до 4 мм. Мнение авторитетное — стоит
прислушаться.
Но и это не все. Шина, в отличие от электрической
лампочки, стареет постепенно, накапливая усталость и … теряя заданные
характеристики! Даже такие важные, как индекс скорости. Изготовители это знают,
а потому не рекомендуют эксплуатировать шины более 10 лет. Особенно актуально
это при покупке сильно подержанной иномарки — вряд ли продавец ради вашей
безопасности раскошелится на новый комплект.
Свой срок службы есть и у шин типа Runflat — тех, что
позволяют двигаться при потере давления. Здесь все просто — они живы, пока не
повреждены либо не эксплуатировались в аварийном режиме. Но даже профильный
специалист не в состоянии визуально (без демонтажа) оценить внутренние повреждения.
Жизнь взаймы
Поломать, как известно, можно все что угодно, а вот
починить, к сожалению, нет. Это относится и к покрышке — из соотношения
цена/качество ремонта (читай — безопасность) целесообразным следует признать
только устранение прокола. Хотя современные технологии позволяют ликвидировать
и более серьезные повреждения — информационные таблицы на сей счет есть в любом
уважающем себя шиномонтаже. В нюансы углубляться, пожалуй, не стоит, но кое-что
советуем запомнить. Так, вопреки уверениям некоторых горе-мастеров, и
закачанный в полость шины герметик, и вставленный в прокол резиновый жгут -
всего-навсего временные меры, чтобы без потерь добраться до ремонтной
мастерской. Постоянную «пломбу» (в данном случае — грибок) можно поставить лишь
после демонтажа шины с обода. При обратной сборке не забудьте заменить вентиль
колеса новым. Работа копеечная, зато повысите надежность системы, исключив
слабое звено.
Вниманию владельцев шипованных шин
• Новые шины необходимо обкатать при скорости не более 70
км/ч в пределах 800-1000 км, стараясь избегать резких маневров.
• Не стоит долго ездить по чистому, тем более теплому
асфальту. Максимальная скорость не должна превышать 90% величины, определенной
индексом скорости.
• При перестановке шин, в том числе ненаправленных,
нельзя изменять направления их вращения.
• Регулярно очищайте протектор от твердых предметов
(стекол, камней, гвоздей и т.д.)
• Шипованные шины необходимо менять комплектом — 4 шт. на
автомобиль
Источник: "За рулём", №12 (918) декабрь 2007
|